Энциклопедия древних поселений Рязанской области
проект Форума древних городов
ГлавнаяНаселенные пунктыЗнаменитые людиДостопримечательностиСобытияСловарь
Энциклопедия древних поселений Рязанской области
проект Форума древних городов

Секирино

Скопинский район

Немного сел в округе возьмут на себя смелость поспорить с Секирином по величине, самобытности, известности далеко за пределами Рязанской земли. Сейчас довольно трудно точно определить возраст села. Одно несомненно: история его возникновения накрепко связана с теми временами, когда Русь, набрав силу, готовилась к решительным битвам с татарским игом. Неоднократно побывали тут летучие монгольские отряды.

Попало село и в полосу великого движения русских войск под предводительством князя Дмитрия, что шел на битву к Куликову полю и с победой возвращался обратно. С этим событием местные жители связывают историю названия села. По этой версии, Секирино — место сечи авангарда русского войска с передовыми отрядами татар. По другой — название произошло от того, что в этом месте перед Куликовской битвой ковались секиры для русского войска. Однако в то время, скорее всего, здесь стояло всего лишь небольшое поселение.

Как крупный населенный пункт Секирино начало формироваться примерно 350–400 лет назад. Плодородные земли, богатая рыбой река Брусна способствовали закреплению населения в этих местах. В большое и самобытное село Секирино превратилось на излете XVIII века. В конце следующего столетия Семенов-Тян-Шанский писал о нем так: «…В трех верстах от Чулкова на речке Брусне расположено большое село Секирино, имеющее 2 500 жителей, школу».

Нельзя не сказать и еще об одной версии основания села. Она связана с преданием, в котором мы встречаемся с красавицей по имени Прощена. В далекие времена, в годы мамаевых походов на Русь бежал из Пронска старик Ягун, приговоренный за непокорность к смерти. Вместе с ним ушли дочка Прощена, сын Михаил и невестка Махоня. Опасаясь погони, беглецы долго шли без отдыха, пока совсем не выбились из сил. Тут путь им преградила широкая и полноводная река, на берегу которой они решили отдохнуть. Старик Ягун зачерпнул горсть студеной прозрачной воды. Попил ее и молвил: «Вода добрая».

Дальше путники уже не пошли. Построили избу из глины и стали здесь жить. Как-то Ягун нашел в местном овраге диковинный смоляной камень. Принес его в мазанку и решил испытать в огне. Раскрошил обухом топора и бросил в каменку. И тут же застыл в удивлении — горит! Так смоляной камень, оказавшийся бурым углем, якобы, начал использоваться в этих местах и стал одной из причин основания тут крупного селения.

Издавна Секирино славилось своей непохожестью на многие другие села. Сразу обращает на себя внимание особенность расположения сельских построек. Здесь можно встретить любой тип застройки: от хаотичного до строго городского. Иногда в Секирино дома располагаются настолько близко (в основном, торцами), что крыши их зачастую смыкаются в непрерывную кровлю.

В отличие от многих окрестных сел секиринские крестьяне никогда не были крепостными. На рубеже XIX–XX веков Секирино уже являлось одним из самых крупных и известных скопинских сел. Порядки и улицы его в основном сохранились до наших дней, изменились лишь их названия.

В то время в селе насчитывалось более двух с половиной тысяч жителей. Действовали две водяные мельницы, несколько лавок, два трактира-казенки, школа. Однако в лавки большинство местных жителей не заглядывали, да и в школу сельским мальчишкам ходить было заказано из-за крайней бедности большинства крестьян. Почти не изменилось это положение и после открытия Побединских шахт, куда отправлялись подрабатывать местные крестьяне. Там они получали другое — уроки борьбы за улучшение своей жизни.

Подтверждением тому — известное секиринское восстание. Началом его можно считать 22 мая 1905 г., когда на руднике бельгийского акционерного общества забастовали 120 горняков шахты № 8. Они требовали повышения заработной платы и улучшения жилищных условий. Среди организаторов забастовки были и секиринцы. Для усмирения бастующих власти вызвали войска. Многих шахтеров арестовали и заключили в тюрьму. Но это не остановило забастовку. Напротив, волнения продолжались вплоть до 1907 г., когда достигли наибольшего драматизма. В феврале объявили забастовку горняки шахты № 9. Участвовавшие в ней сельчане сыграли значительную роль в организации выступления крестьян, получившего название секиринского восстания.

В 1918 году в селе был создан сельсовет. В 20-х годах село стало относиться к Побединской волости. А в 1929 году, в связи с отменой исторического административного деления, стало населенным пунктом Скопинского района Центрально-Промышленной области, затем переименованной в Московскую. В конце 1928 года малоимущие секиринцы организовали колхоз «Отрада», участники которого выехали из села и образовали неподалеку от него свой поселок с тем же названием. В 1961 году в самом селе появился колхоз, названный в честь ОГПУ. Он гремел по району своими достижениями. В Секирине одном из первых в Скопинском районе было проведено электричество. В 1937 году Секирино вместе со Скопинским районом вошло в состав новообразованной Рязанской области.

Послевоенные годы требовали от колхозников максимальных усилий по подъему разрушенного народного хозяйства страны. В 1946 году работавшие на шахтах секиринцы после смены выходили трудиться на полях. Весной 1950 года все колхозы Секиринского сельсовета объединились в одну артель под названием «Отрада». В 1954 году к Секиринскому сельсовету был присоединен Кочугуровский, а к местному колхозу им. М.С. Калинина (колхозного активиста из Кочугурок, убитого в 1929 году) присоединился колхоз «Отрада» (бывший им. ОГПУ). В 1997 году колхоз был реорганизован в АОЗТ «Секирино».

В 1965 году из Секиринского сельсовета в состав Микулинского была передана территория Роговского сельсовета. В 1966 году на территории сельсовета располагались: село Секирино, поселки Большак и Отрада, деревни Кочугурки и Первомайская.

В 2004 году Секирино было включено в состав Побединского городского поселения.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в селе постоянно проживают 884 человека — 389 мужчин и 495 женщин. Многие жители села трудятся на Скопинском автоагрегатном заводе, корпуса которого располагаются в соседнем селе Чулково.

В 2015 году в Секирине действовали администрация, общеобразовательная школа — филиал Чулковской СОШ, детский сад, почта, дом культуры, сельская библиотека, медпункт. В селе работает агропредприятие ИП Глава КФК «Гортунов Николай Иванович».

Этнография

Село Секирино является особенно интересным в культурно-этнографическом плане. Еще в конце XIX — начале ХХ веков исследователи обратили внимание на яркие самобытные костюмы секиринских крестьян. Их изучением и описанием занималась видный рязанский ученый-этнограф Н.И. Лебедева.

Секирино — одно из заповедных мест на карте Рязанского края, где еще в конце ХХ века в повседневной жизни носили старинные рубахи и поневы, на свадьбу девушки надевали традиционные шушки, а женщины по старинному обычаю каждый день меняли одежду от более скромной до «годовой» (ярко-алой атласной). Жительниц этого села всегда можно было отличить по их одежде. И сейчас в сундуках большинства секиринок бережно хранятся бабушкины или мамины рубахи и поневы.

Давно радует знатоков и любителей русской национальной культуры фольклорное искусство села Секирино. С 1960-х годов заслуженной популярностью в районе и области пользовался хор сельского ДК. На его основе был создан Секиринский фольклорный коллектив — постоянный участник многих областных мероприятий, заслуженный лауреат многих фестивалей. Возраст участников коллектива от 55 до 75 лет. В 1975 году музыкально-этнографический ансамбль Секирина с огромным успехом выступил на концерте во Всесоюзном доме композиторов в Москве. Секиринский музыкальный фольклор в исполнении этого коллектива неоднократно записывали и изучали исследователи народной музыки.

В 1993 ансамбль был удостоен звания «народный». В 1998 году Московская консерватория им. П.И. Чайковского выпустила диск с записями песен в исполнении фольклорного ансамбля села Секирино Скопинского района. В 1999 году Рязанский областной центр народного творчества в серии «Антология музыкально-обрядового фольклора Рязанской области» выпустил компакт-диск с записями ансамбля.