Энциклопедия древних поселений Рязанской области
проект Форума древних городов
ГлавнаяНаселенные пунктыЗнаменитые людиДостопримечательностиСобытияСловарь
Энциклопедия древних поселений Рязанской области
проект Форума древних городов

Солотча

Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь

Монастырь основан как северный форпост Переяславля Рязанского в месте впадения в Оку (ныне старое русло Оки — река Старица) реки Солотчи, на высоком песчаном холме, где, согласно легенде, Олег Иванович и его супруга Ефросиния повстречали двух отшельников Василия и Евфимия.

Монастырю принадлежали обширные земельные угодья в Рязанском и Тамбовском уездах, он был местом пострижения и усыпальницей членов рязанского княжеского дома.

Во вкладной книге монастыря есть запись о том, что князь Олег принял в монастыре схиму под именем Иона и был погребен в Покровском храме в 1402 г. В 1406 г. там же была погребена его жена Ефросинья (в иночестве Евпраксия), которая жила в Солотчинском Зачатьевском монастыре, находившемся в трех верстах к востоку на берегу реки Солотчи.

В документах XIX в. есть сведения о том, что на территории монастыря находилась в древности деревянная церковь Алексея Митрополита (к югу о Покровского храма), которая была связана переходами с теремом князя Олега.

В XVI в. в монастыре шло каменное строительство. В приходно-расходных книгах 1560 г. указано, что строительство Покровской церкви и церкви митрополита Алексея с трапезной производились на средства коломенского епископа Феодосия, жившего на покое в Солотчинском монастыре.

В XVI в. на территории монастыря в центре располагался собор Рождества Богоматери, к западу от него стоял двухэтажный корпус (в нем были трапезная палата и служебные помещения) с церковью Алексея Митрополита, строительство которой относится к 1560 г. В 1844 г. церковь с трапезной палатой разобрана из-за ветхости. В северо-западной части монастыря, к югу от Рождественского собора и трапезной находилась Покровская церковь, возведенная в 1560-е гг. вместо одноименной деревянной над захоронениями князя Олега Ивановича и княгини Ефросиньи.

Впоследствии княжеские останки были перенесены в гробницу в Рождественский собор. В 1690 г. мощи князя Олега были перенесены в построенную церковь Святого Духа.

В 1768 г. из-за оползня обрушился крутой берег реки с Покровской церковью.

В конце XVI в. монастырь обнесли деревянной городьбой и башенками. В центре восточной стены были каменные Святые ворота с храмом преподобного Сергия.

В XVI — XVII вв. Солотчинский монастырь был крупнейшим в Рязанско-Муромской епископии. По мнению исследователей, количество вотчин и зависимого населения, несущего тягло в пользу монастыря, к началу XVI в. было вполне сопоставимым с этими же показателями по крупнейшим московским и северо-западным монастырям.

К концу XVII века монастырю принадлежало 12 тысяч десятин пахотной земли и около 35 тысяч десятин лесных угодий, озера с рыбными и бобровыми ловлями, многочисленные мельницы и пасеки. Монастырь имел дворы и воскобойню при Переяславле Рязанском, а также собственное подворье в Москве.

В конце XVII века при архимандрите Игнатии Шангине в монастыре начинается широкомасштабное строительство. С 1688 по 1698 гг. был возведен ряд каменных построек: трапезная с церковью Святого Духа, восточная и южная стены монастыря с двумя угловыми башнями и двумя проездными воротами: северо-восточными и Святыми с церковью и Иоанна Предтечи, покои архимандрита и корпус братских келий. В результате был создан ансамбль зданий в стиле нарышкинского барокко.

По мнению исследователей, в строительстве участвовал известный зодчий Осип Старцев. Возможно, он был автором архитектурного ансамбля. Из монастырских документов, можно узнать, что на постройки регулярно с 1688 г. доставлялся кирпич и белый камень. Архимандрит Игнатий имел большой штат каменщиков и резчиков. По его поручению для украшения монастырских построек в Москве в гончарной слободе были куплены изразцы с изображением херувимов и серафимов работы Степана Полубеса, одного из ведущих белорусских мастеров-керамистов, работавших в России во второй половине XVII в.

Необычна по своему облику надвратная Иоанно-Предтеченская церковь (заложена в 1695 г.). Основной декор Предтеченской церкви — полихромные рельефные изразцы — четыре крупных панно с изображениями Евангелистов, изготовленные знаменитым московским мастером Степаном Полубесом.

К XVIII веку Солотчинский монастырь стал одним из известных и почитаемых в России, имел вотчины под Зарайском и Тамбовом, ему принадлежало 5,5 тыс. душ крестьян.

В XVIII и XIX вв. строительство продолжалось, но уже с меньшим размахом.

В 1735 г. к трапезной с церковью Святого Духа была пристроена шатровая колокольня. В 1742-1743 гг. были достроены северная и западная стены.

В 1830 г. при архимандрите Иларии Рождественский собор, настоятельский и братский корпуса перестроены в духе классицизма. В 1841 г. монастырь получил согласие епархиального начальства на продажу ветхого шатрового храма Алексея Митрополита на кирпич.

В 1844 г. Алексеевская церковь была разобрана и перевезена на стройку новой Казанской церкви в селе Солотча.

После этого в западной стене монастырской ограды были устроены третьи ворота.

Реставрационные работы, которые проводились в монастыре в несколько этапов во 2-й половине XX в. и в начале 2000-х гг., вернули памятникам архитектуры их первоначальный облик. В начале 2010-х был произведен ремонт построек монастыря: все здания были побелены без выделения деталей. В 2019 г. трапезная церковь Святого Духа была раскрашена под кирпич с белеными деталями декора. Ансамбль Солотчинского монастыря является одним из лучших в России и единственным в Рязанской области монастырским комплексом нарышкинского стиля. Ансамбль зданий в едином стиле включает в себя более древний Рождественский собор.

С XVII века при монастыре работала иконописная школа. В XIX в. в ней учился иконописец Н.В. Шумов (1827-1905), основатель Дивеевской иконописной мастерской.

В 1919–1920 гг. монастырь был упразднен, на территории монастыря располагалась колония для детей-сирот. В 1920 г. мощи великого князя Олега Ивановича были переданы в Рязанский губернский музей. В 1924 г. здесь был организован комплекс оздоровительных лагерей и санаториев. В 1940-е на территории монастыря были административные учреждения. В 1950-е гг. в отдельных корпусах располагалась гостиница. В 1968 г. комплекс Солотчинского монастыря вошел в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. С этого времени начинаются реставрационные и исследовательские работы. Реставрационные работы, которые проводились в монастыре в несколько этапов во 2-й половине XX в. и в начале 2000-х гг., вернули памятникам архитектуры их первоначальный облик.

В 1994 г. монастырь возрожден как женский, в настоящее время действующий.

В 2001 г. в монастырь была перенесена рака с мощами князя Олега, хранившимися с 1990 г. в Иоанно-Богословском монастыре (село Пощупово, Рыбновский район).

В начале 2010-х был произведен ремонт построек монастыря: все здания были побелены без выделения деталей. В 2019 г. трапезная церковь Святого Духа была раскрашена под кирпич с белеными деталями декора.

11 июня 2021 г. после долгих лет запустения состоялось освящение надвратного храма Солотчинского монастыря в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, который стал четвертым восстановленным храмом обители.


Литература:

Монастырь Рождества Богоматери Солотчинский // Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Рязанская область : [в 4 ч. / [Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации ; редкол.: В. И. Колесникова (отв. ред.) и др.]. — Москва, 2020. — Ч. 2. — С. 42-59 : ил.

Штефанюк Н.А. Святая обитель в Солотче // Рязанский кремль : газета Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. — 2020. — № 4. — С. 1, 4-5 : фот.