Энциклопедия древних поселений Рязанской области
проект Форума древних городов
ГлавнаяНаселенные пунктыЗнаменитые людиДостопримечательностиСобытияСловарь
Энциклопедия древних поселений Рязанской области
проект Форума древних городов

Исады

Спасский район

Церковь Воскресения Христова

Историю исадского храма обычно пишут от даты первой надписи, свидетельствующей о его существовании — 1636 г. Эта надпись — посвящение церкви памяти отца и своей памяти была сделана Владимиром Прокопьевичем Ляпуновым на серебряном напрестольном алтарном кресте: «Лета 7144 года [1636 г.] мая в 20 день на память св. мученика Фалалея и обретение честных мощей иже во святых Отца нашего Алексея Митрополита Киевского и всея Росии чудотворца сей животворящей крест Господень приложил в вотчину в свою в Старой Резани в селе Исадех в церковь Воскресение Христово и к великомученикам Флору и Лавру и к Чудотворцу Николе и к благоверному князю Владимиру Владимир Прокопьев Ляпунов по своем родители и по себе в наследие вечных благ, доколе сия святая Божия церковь предстоит». [1] Напрестольный крест хранится ныне в РИАМЗ.

Таким образом, церковь Воскресения Христова в Исадах является на сегодня единственным в стране памятником, посвящённым спасителю русского государства, освободителю Москвы Прокопию Петровичу Ляпунову.

Но деревянная церковь во имя Николая Чудотворца рядом с более поздней церковью Воскресения Христова существовала в Исадах раньше. Могилы Ляпуновых 1587 и 1603 гг., бывшие у храма, об этом свидетельствуют. Ценнейший некрополь Ляпуновых был уничтожен в 1939 г. вместе с закрытием церкви.

Согласно данным историков, у церкви были похоронены отец, жена и потомки Прокопия Ляпунова. Ученый секретарь правления Спасского отделения Общества исследователей Рязанского края А. Ф. Фёдоров (возглавлял уездное почтовое ведомство до 1917 г., основал краеведческий музей в г. Спасске) на материалах некрополя Воскресенской церкви пишет, что отец Прокопия Петр Савич, который принял монашество, покоится не в Облачинском монастыре, а в своей усадьбе, в Исадах. Фёдоров приводит такую надпись, начертанную на памятном камне возле Воскресенской церкви: «лета 7095 (1587 г.) мая 17 на память св. Анастасии Андроника представися раб Божий Петр Сав[и]н сын Уболочецкий мних Пафнутий Ляпунов. Помяни его Бог душу во царствии небесном». Здесь же покоится жена Прокопия Ляпунова, Анна Никифоровна Денисова, в иночестве Анна: «лета 7111 (1603 г.) мая день представися раба Божия Прокопьева жена Петровича Ляпунова Никифорова доч[ь] Денисова Ушакова Ин[окиня] Анна». [2]

Как на самом деле был устроен первоначальный каменный храм, построенный не позднее 1636 г., если основываться на письменных источниках?

В «Выписи с писцовых книг Рязанского уезда письма и меры межеванья кн. В. Вяземскаго да подьячего Ив. Кавелина 145-148 (1637-1640) гг.» из Поместного приказа перечисляются церкви в селе Исады: «церковь Воскресения Христова… да в пределе великаго князя Владимера да в пределе ж Флора и Лавра, а церковь, и в церкви образы и свечи, и книги, и всё церковное строение ево ж, Володимера, да тёплая церковь Николы Чудотворца ветха, строенье та церковь была мирское — приходных людей…» [1]

Обе церкви, новая Воскресения Христова и старая Николая Чудотворца, около 1637 г. управлялись единым церковным причтом: священником, дьяконом, дьячками и пр. Церковная пашня выделяется от всех землевладельцев на обе церкви (причт) сразу: 11 четвертей от Ляпунова и 4 четверти от Чевкина и Колтовского, всего 15.

Третья упоминаемая в XVII веке в черте современных Исад церковь — деревянный храм Св. Георгия с ветхими клетями также принадлежала мирянам, но около 1637 г. эта часть села, называемая Шатрищем, являлась отдельным селом (в документах носит название Мартино). При церкви был отдельный приход со своим причтом. Землевладельцами выделялась на неё своя церковная пашня: 7 четвертей без третника от Ляпунова и 3 четверти с третником от Чевкина и Колтовского, всего 10. По устным преданиям старожилов, на горе Шатрище у Погоста (места старой церкви и кладбища), существовал в былые времена Егорьевский сад. Это свидетельство косвенно подтверждает местонахождение церкви во имя св. Георгия.

Церковная реформа патриарха Никона, начавшаяся в 1653 г., провозглашённая в 1656 г. анафема старообрядцам и последовавшие в 1660-е гг. на них гонения приходятся в истории Исад на годы, когда исчезает церковь Николая Чудотворца, а престолы её и церкви св. Георгия объединяются в церкви Воскресения. Можно полагать, что эти события совпадают по времени далеко не случайно. Образовавшаяся в Исадах община староверов выбрала для отдельного от «никониан» захоронения умерших шатрищенский Погост, у которого первоначально находилась деревянная церковь св. Георгия. [3]

В 1672-1674 гг. стольник и глава приказа Большой казны Лука Владимирович Ляпунов перестроил и расширил церковь Воскресения Христова, построив трапезную на первом этаже, надстроив верхний этаж с папертью и соорудив колокольню. Храм приобрёл размеры, превышающие обычные сельские церковные строения.

Внутри, на южной стороне трапезной, сохранилась надпись на закладном камне.

«Лета 7181 [1672] декабря въ 14 сия святая Божия церковь совершися и освятися олтар во имя Воскресения Господа Бога Царя нашаго Иисуса Христа при благоверном государе царе и великом князе Алексии Михаиловиче всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержце и при святейшем патриархе Питириме Московском и всея Росии, при освещенном Иларионе митрополите Рязанском и Муромском.

Таго 181 [1672] декабря въ 7 святая Божия пределая другая церковь совершися и освятися олтар ……………… (ка) святителя и чодотворца Николая.

Да во 183 [1674] октября въ 20 святыя Божия верхняя церковь совершися и освят(ися)…… (свя)та великомученика Георгия.

Месяца таго 21 во имя свята благоверна князя Владимира.

Месяца того в 22 во имя свят(ых)……….. Божия церковная престолосооружение совершися тщание(м) и пода(янием) Луки В(ла)д(и)меров(ича) (Ляпу)нова и же(ны)…………….. подояние(мъ же и) вкладн(ы)ми (ея) д(ен)гами».

Нижние строки писались автором плотнее, короче, ввиду становившейся явной нехваткой места для нанесения всей надписи. Видна грамотная рука, ни одной буквы не пропущено, все выведены ровным тщательным почерком. Приводятся точные и полные титулы царя и действующих церковных начальников того времени. Перечислены все известные по иным письменным источникам алтари храма, кроме Флора и Лавра, буквы о котором должны находиться справа и слева от ниши в предпоследней строке и, вероятно, сбиты и затёрты.

В церкви существовал ещё один крест, созданный и подаренный в 1673 г. Лукой Владимировичем.

«[1673 г.] октября 18 дня животворящей крест Господен с чудотворными мощами святых приложил Лука Владимирович Ляпунов в церковь Воскресения Христова и чудотворца Николая и св. великомученика Георгия, св. великомученик Фрола и Лавра и св. великомуч. князя Владимира в Рязанскую свою вотчину в с. Исады». [2]

В окладной книге 1676 г. в Исадах значится только одна церковь «Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с пределы… у тое церкви… двор поп Иван, двор поп Харитон, двор дьякон Данил, двор просвирницын, двор пономарской; в приходе: двор вотчинников стольника Луки Ляпунова… крестьянских семьдесят дворов да бобыльских семь дворов. Церковные пашни, по выписки писца князь Василья Вяземскаго да подьячего Ивана Ковелина 145 и 146 и 147 годов. И по скаски попа Харитона да дьякона Данила пятнатцать четвертей в поле, в дву потому ж сена за Куроповым истоком восемьдесят шесть копен с полукопною, а написана та церковная земля и сено в выписи стольника Луки Ляпунова…»

Там же описано упразднение и разрушение по ветхости деревянной Георгиевской церкви в Мартине и устройство одноимённого придела в церкви Воскресения Исад в 1673 г. (или 1675 г. — данные разнятся, согласно надписи в исадской церкви, видим — 20 октября 1674 г.): «по скаске села Исад Воскресенскаго попа Харитона да дьякона Данила та церковь сгнила и развалилась. А у того церковнаго места, по выписки писца князь Василья Вяземскагода подьячего Ивана Ковелина 145 и 146 и 147 годов и по скаски попа Харитона да дьякона Данила церковных пустых четыре места дворовых; церковные пашни десять четвертей в поле, в дву потому ж сена за Куроповским истоком сорок три копны с полу-копною, а написана та церковная земля и сено в крепостех стольника Луки Ляпунова».

Исчезли к 1676 г. владения Чевкина и Колтовского, купленные Лукой Ляпуновым (упоминается купчая крепость), вся церковная земля в 15 четвертей в Исадах и 10 четвертей в Кутуково стала выделяться Ляпуновым.

«Да тое пустовые церкви в приходе в том селе Мартине: двор помещиков, да крестьянских двенатцать дворов, два двора бобыльских, да стольника Луки Ляпунова новая деревня Оргамакова, а в ней тридцать два двора крестьянских, три двора бобыльских. И та пустовая церковь святаго мученика Георгия, по челобитью стольника Луки Ляпунова, во 181 (1673) году, по благословенной грамоте преосвященнаго Илариона митрополита, построена в селе Исадех у каменной церкви Воскресения Христова над папертью и тое пустовые церкви прихожане приходят в село Исады к церкви Воскресению Христову и святаго мученика Георгия. И тое пустовые церкви усадбою и селищем и пашнею и сенными покосы и приходом владеет села Исад поп Иван да дьякон Данил…»

В 1678 г. в с. Исады была произведена перепись людей при участии приказного человека Ляпунова Антошки Хининова. Очевидно, этот человек пользовался большим доверием и был близким Ляпунову, т.к. он и его жена удостоились быть похороненными у церкви вместе со всеми родичами Ляпуновых, имея надгробный памятник точно такой же, как у них.

В том же 1678 г. Лука пожертвовал в церковь золотой крест с мощами, серебряные с позолотой сосуды, два Евангелия в дорогих окладах, иконы Иоанна Предтечи и Пресвятой Троицы. Его первая супруга Пелагея Константиновна дарила «воздухи», богато расшитые золотом и серебром по шёлковой материи.

Лука Владимирович прожил 71 год, был дважды женат, но наследника у Луки не появилось и при повторной женитьбе на склоне лет. К концу XIX века возле церкви ещё сохранялись захоронения второй супруги Фёклы Давыдовны и детей от разных браков: «девицы» Анны, двух дочерей с именем Феодосия, «младенцев» Тимофея и Стефана. Лука Владимирович умер в 1688 г. Справа от колокольни церкви Воскресения, под папертью, в западной стене трапезной, сохранилась памятная плита захоронения: «Лета 7196 [1688] … преставися … стольник Лука Владимирович Ляпунов, а погребено тело его … в селе Исадах в церкви Воскресения Христова…»

В 1736 г. церковные земли бывших 3-х церквей в границах нынешних Исад показаны объединёнными за церковью Воскресения Христова, 25 четвертей и сена 129 копен.

В июле 1748 г. иерей с. Исады Никита Петров с приходскими людьми обратился с прошением о ремонте церкви к преосвященному Алексию: «В прошлых, государь, давных годех оная церковь Божия — Воскресения Христова с пределы св. Николая Чудотворца, Флора и Лавра, Великомученика Георгия и великаго князя Владимира построена каменная, на которой ныне церкви Божией и на пределех от давнаго построения главы все развалились, от чего во время дождя бывает течь немалая, а ныне я — богомолец твой с приходскими людьми желаем на тех церквах главы разобрать и вновь состроить; укажи, государь, на показанной настоящей Воскресенской церкви Божией також и на пределех ветхия главы разобрать и вновь построить».

Указом от 2 июня 1748 г. перестройка глав была разрешена.

В 1815 г. камергер Григорий Павлович Ржевский продал свои владения в с. Исады и д. Аргамаково по купчей крепости полковнику и флигель-адъютанту Ивану Артамоновичу Кожину (1781-1833). Рядом с церковью в Исадах — могилы его потомков, от некоторых из них сохранились надгробные камни.

В ноябре 1816 г. Иван Артамонович Кожин запросил дозволения: «…каменную, уже ветхую Воскресенскую церковь привесть в лучшее состояние на его собственный кошт». В феврале 1818 г. ему было разрешено «распространить» приделы в верхнем этаже. В 1837 г. испрашивалось дозволение на освящение двух престолов в нижнем этаже.

Крыша церкви «была крыта дубовым колотым тёсом или досками, и только в 1840 или 41 г. она была заменена новой и покрыта листовым железом». [4]

В 1875 г. Алексеем Ивановичем Кожиным в верхнем этаже был возобновлён Георгиевский придел, упразднённый в том же XIX в.

На средства Ивана Ивановича Кожина «главы и колокольня, прежде ничем не крытые, в 1878 и 1879 гг. были покрыты белой жестью». [4]. По-видимому, ранее они также были крыты деревянными дощечками — лемехом, наподобие черепицы.

В 1881 г. Иваном Ивановичем Кожиным были возобновлены остальные приделы верхнего этажа.

В XIX в. с южной стороны колокольни владельцами усадьбы Владимиром Николаевичем Кожиными взамен деревянного крыльца было пристроено каменное по образцу крыльца храма Василия Блаженного в Москве. [4]

Несмотря на все перестройки, церковь Воскресения в Исадах имеет очень красивый силуэт и гармоничные соотношения между отдельными ее частями. Основной куб здания — четверик — оформлен лопатками на углах и поясом ложных кокошников поверху. Он завершается стройным пятиглавием. Из бывших пяти престолов, двух внизу и трёх наверху, ныне в церкви действует только один.

Трапезная первого этажа представляет собой одностолпную палату. Ее центральный столп соответствует западным лопаткам боковых фасадов четверика и служит вместе со сводами опорой западной стены верхней церкви, то есть западной стены верхней половины четверика. Таким образом, внизу западная половина четверика является частью пристроенной трапезной.

Церковь второго этажа занимает весь четверик. Она освещается верхним рядом окон северного и южного фасадов. В центре её стоит столп, на который опираются своды и который выше, на чердаке, переходит в квадратный постамент, несущий восьмигранный центральный барабан с главой.

Разные периоды строительства церкви Воскресения (1636 г. и 1672 г.) прослеживаются довольно ясно и на ее фасадах. Нижний этаж восточной части выполнен из крупного кирпича до 9,5 см толщиной; трапезная первого этажа и особенно верхний этаж выложены почти целиком из кирпича толщиной 7 см; белокаменный цоколь восточной части здания обрывается симметрично на северном и южном фасадах, приблизительно в том месте, где заканчивалась церковь 1636 г.

Декоративное убранство здания очень простое. Кроме красивых перспективных порталов здесь применены лишь два типа наличников окон: один из них — с килевидными сандриками, поддерживаемыми стоящими на консолях полуколонками, обрамляющими проем окна, другой состоит из профилированной прямоугольной рамки с треугольным завершением вверху. Оба эти типа окон в сочетании друг с другом широко были распространены в московских постройках второй половины XVII в., например, в Мостовой башне 1679 г. в подмосковной царской вотчине в селе Измайлове, в палатах ближнего боярина Ф. А. Лопухина 1689 г. в Москве и др. Эти примеры свидетельствуют о том, что церковь в Исадах строилась незаурядным архитектором, возможно, царским мастером, что было вполне под силу стольнику Л. В. Ляпунову. [5]

В конце XIX в. церковь имела «неприкосновенный» фонд «на благоукрашение» в размере 3 500 рублей, 2 десятины земли под церковью и кладбищем, 1 ½ десятины усадебной, 30 десятин пахотной и 4 десятины луговой. Также причт имел во владении землю, принадлежавшую Введенской церкви с. Муратово, 35 десятин 200 сажен. Пахотная земля сдавалась в аренду. В составе прихода числилось: с. Исады с 144 дворами, с. Муратово с 47 дворами, д. Аргамакова с 95 дворами и хутор Отрада с 1 двором; всего проживало лиц мужского пола 1310, женского пола 1406, в т.ч. старообрядцев мужского пола 143, женского пола 157. И. Добролюбов сообщает в своей книге, что большая часть старообрядцев принимала «австрийское» (белокриницкое) священство, были «поповцами». С 1868 г. при храме существовала школа. В причте по штату 1873 г. полагалось: 1 священник, 1 дьякон и 1 псаломщик. [1]

В 1938 г. безбожной властью был арестован и обвинён в контрреволюционной деятельности в составе террористической организации настоятель исадской церкви иерей Арсений Васильевич Смирнов. Он скончался в лагере, спустя 5 лет. Церковь Воскресения Христова в Исадах была закрыта в конце 1939 г. решением Верховного Совета РСФСР по Рязанской области № 33 от 21.12.1939 г. Часть возмущенных прихожан, пытавшихся писать обращения в защиту действующего храма, была арестована и хлебнула горькой судьбы в застенках советских тюрем и ссыльных лагерей.

После закрытия храма у местной власти возникли кощунственные и губительные проекты перестройки внутри строения, грозившие зданию уничтожением. Смелые и самоотверженные действия ранее изучавшего храм и ляпуновский некрополь заведующего Спасским уездным краеведческим музеем А. Ф. Фёдорова помогли спасти храм от обрушения.

Решением облисполкома № 1578 от 3.09.1940 г. в здании церкви на долгие годы обосновался склад. В ней хранили зерно, химические удобрения, постепенно уничтожавшие древнее здание.

Осенью 1966 г. в церкви обрушился столп второго этажа с центральной главой.

Храм попал в списки памятников архитектуры. В 70-е гг. было несколько попыток его реставрации. Решения не были подкреплены выделением достаточных средств, и леса вокруг церкви с годами тлели и рушились.

Желая спасти этот, по их определению, «далеко не ординарный памятник архитектуры», доктор искусствоведения и внук В. Н. Кожина Г. К. Вагнер и краевед, график и реставратор С. В. Чугунов предлагали приспособить его, отреставрировав, «под своеобразный Дом творчества». Это предложение они опубликовали во втором издании своей книги «Рязанские достопамятности», вышедшем в 1989 г. 100 000-м тиражом. Однако люди, от которых зависела реставрация, оставили его без внимания. Церковь стала реставрироваться только после того, как была передана верующим, на средства прихожан.

Кончалось безбожное время. Усилия к открытию и возрождению храма предпринял заслуженный художник СССР Виктор Иванович Иванов. При его участии были составлены списки прихода, собраны подписи под ходатайством жителей села и близлежащих деревень, Виктор Иванович вышел на встречу с заместителем председателя Совета Министров, убедил содействовать открытию храма. Церковь Воскресения одной из первых в районе была вновь открыта для богослужения в 1989 г. На восстановление храма в том же году им была отдана Государственная премия имени Репина.

14 мая 2006 г. по краю пойменной террасы, над которой располагается храм, начался оползневый процесс. В результате отрыва и смещения блока шириной 10-13 м в головной части оползня образовалась стенка срыва высотой 2 м и протяженностью вдоль берега около 125 м. В дальнейшем оползень охватил участок земли длиной 250 м. Была разрушена часть дороги, проходящей у здания церкви. Огромный пласт земли оползал вниз, к речной пойме.

Обрушение угрожало памятнику архитектуры XVII в. федерального значения. В алтарной части храма на стене уже отчетливо были заметны трещины, оползень приблизился к ней на шесть метров, и эта часть церкви медленно оседала вместе с почвой, подмытой грунтовыми водами. Дальнейшее развитие оползневых процессов могло привести к разрушению здания церкви, части прилегающего кладбища и одного жилого дома.

1 июня 2006 г. заместитель Председателя Правительства Рязанской области Николай Мужихов провел заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве области с участием Главы Спасского района Александра Карпова.

Решением Комиссии №8/2 от 01.06.2006 г. в связи с возникновением угрозы целостности конструкций исторического памятника — здания церкви Воскресенья и прилегающей территории, а также распространения опасности разрушения на прилегающее к церкви кладбище, разрушение которого могло привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки в районе, ситуация, сложившаяся в с. Исады, была признана чрезвычайной.

К августу 2007 г. оползень с восточной стороны церкви превратился в отвесный обвал. Дорога, ведущая к храму, то пропадала, то её насыпали вновь. А через месяц земля снова уходила вниз. Во время ночных обвалов земля содрогалась. Работы по укреплению всё ещё не начинались, геодезистами московского института были проведены измерения, готовилась техдокументация.

Сухая погода приостанавливала обвал, но стоило пройти дождю — и на кромке оползня появлялись трещины, потом сходил очередной слой.

Говорили, что необходимо привлекать не только государственные, но и частные средства. Но найти их тоже пока не удавалось. Люди писали письма во все органы власти, художник Виктор Иванович Иванов обращался за помощью, время шло. Но долгие месяцы, слагавшиеся в годы, приходилось лишь наблюдать за подступавшей гибелью храма.

В марте 2008 г. подрядная организация ОАО «Спецстроймеханизация» начала подготовку к исполнению государственного контракта, заключенного с управлением природопользования Рязанской области.

К июлю 2008 г. существовала проектная документация по укреплению склонов террасы, разработанная московским ООО «Инженерная геология исторических территорий», предусматривающая строительство удерживающего контрбанкета — несколько пластов и берег подлежали укреплению, дренирование подземных вод и устройство поверхностного водоотвода по каналам бетонных лотков. Но работы всё не начинались.

Осуществлять работы было необходимо только в летнее время, до осенних ливней и холодов. Бюджетное финансирование было рассчитано на три года. Геодезисты просили торопиться с выделением средств, иначе они просто будут потрачены впустую: по заключению московских экспертов, работы останавливать нельзя. Договориться с природой невозможно. Специалисты объясняли — процесс разрушения может стать необратимым. Если средства из областного бюджета не пришли бы вовремя, то проект по укреплению склонов мог стать ненужным.

В сентябре 2009 г. работы стоимостью 64 млн. руб. были завершены. Денежные средства для разработки проектной документации и выполнения работ были выделены из областного бюджета и резервного фонда губернатора Рязанской области. Возведённая площадка контрбанкета состоит из гранитного щебня, песка и земли, которые служат противовесом и не дают грунту сползать.

23 сентября 2009 г. в торжественном открытии сооружений, замедляющих оползневые процессы участвовали первый заместитель председателя правительства Рязанской области Валерий Ионов, министр природопользования и экологии региона Владимир Садофьев, жители села.

Литература:

1. Добролюбов, Иоанн Васильевич. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных... / сост. Иоанн Добролюбов. — Зарайск, 1884 — 1891. — 4 т. — Т. 4. — 1891. — С. 195-196.

2. Фёдоров А. Материалы к истории с. Исад, Спасского уезда, Ряз. губ. Бывшей вотчины бояр Ляпуновых // Сборник спасских краеведов / А. Ф. Федоров ; [вступ. ст.: Л. Гуляев, А. Федоров]. — Спасск : [б. и.], 1927 (Ряз. губ. Гостип.). — С. 4-11. — (Труды Спасского отделения Общества исследователей Рязанского края ; вып. 1).

3. Степашкин М. В. Исады — рождённые в плеске волн : исторический очерк / М. В. Степашкин. — Москва : Буки Веди, 2017. — 180 с. : ил. 4. Кожин В. Н. Село Исады на Оке-реке // Вестник Рязанского губернского земства. — 1915. — № 4.

5. Михайловский Е. В. Рязань. Касимов / Е. Михайловский, И. Ильенко. — Москва : Искусство, 1969. — 237, [2] с. : ил. — (Художественные памятники XII-XIX вв.).

М. В. Степашкин