Энциклопедия древних поселений Рязанской области
проект Форума древних городов
ГлавнаяНаселенные пунктыЗнаменитые людиДостопримечательностиСобытияСловарь
Энциклопедия древних поселений Рязанской области
проект Форума древних городов

Солотча

Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь в поселке Солотча

Монастырь основан великим князем Олегом Ивановичем Рязанским около 1390 г. как северный форпост Переяславля Рязанского в месте впадения в Оку (ныне старое русло Оки — река Старица) реки Солотчи, на высоком песчаном холме, где, согласно легенде, Олег Иванович и его супруга Ефросиния повстречали двух отшельников Василия и Евфимия.

Монастырю принадлежали обширные земельные угодья в Рязанском и Тамбовском уездах, он был местом пострижения и усыпальницей членов рязанского княжеского дома.

Во вкладной книге монастыря есть запись о том, что князь Олег принял в монастыре схиму под именем Иона и был погребен в Покровском храме в 1402 г. В 1406 г. там же была погребена его жена Ефросинья (в иночестве Евпраксия), которая жила в Солотчинском Зачатьевском монастыре, находившемся в трех верстах к востоку на берегу реки Солотчи.

В документах XIX в. есть сведения о том, что на территории монастыря находилась в древности деревянная церковь Алексея Митрополита (к югу о Покровского храма), которая была связана переходами с теремом князя Олега.

В XVI в. в монастыре шло каменное строительство. В приходно-расходных книгах 1560 г. указано, что строительство Покровской церкви и церкви митрополита Алексея с трапезной производились на средства коломенского епископа Феодосия, жившего на покое в Солотчинском монастыре.

В XVI в. на территории монастыря в центре располагался собор Рождества Богоматери, к западу от него стоял двухэтажный корпус (в нем были трапезная палата и служебные помещения) с церковью Алексея Митрополита, строительство которой относится к 1560 г. В 1844 г. церковь с трапезной палатой разобрана из-за ветхости. В северо-западной части монастыря, к югу от Рождественского собора и трапезной находилась Покровская церковь, возведенная в 1560-е гг. вместо одноименной деревянной над захоронениями князя Олега Ивановича и княгини Ефросиньи.

Впоследствии княжеские останки были перенесены в гробницу в Рождественский собор. В 1690 г. мощи князя Олега были перенесены в построенную церковь Святого Духа.

В 1768 г. из-за оползня обрушился крутой берег реки с Покровской церковью.

В конце XVI в. монастырь обнесли деревянной городьбой и башенками. В центре восточной стены были каменные Святые ворота с храмом преподобного Сергия.

В XVI — XVII вв. Солотчинский монастырь был крупнейшим в Рязанско-Муромской епископии. По мнению исследователей, количество вотчин и зависимого населения, несущего тягло в пользу монастыря, к началу XVI в. было вполне сопоставимым с этими же показателями по крупнейшим московским и северо-западным монастырям.

К концу XVII века монастырю принадлежало 12 тысяч десятин пахотной земли и около 35 тысяч десятин лесных угодий, озера с рыбными и бобровыми ловлями, многочисленные мельницы и пасеки. Монастырь имел дворы и воскобойню при Переяславле Рязанском, а также собственное подворье в Москве.

В конце XVII века при архимандрите Игнатии Шангине в монастыре начинается широкомасштабное строительство. С 1688 по 1698 гг. был возведен ряд каменных построек: трапезная с церковью Святого Духа, восточная и южная стены монастыря с двумя угловыми башнями и двумя проездными воротами: северо-восточными и Святыми с церковью и Иоанна Предтечи, покои архимандрита и корпус братских келий. В результате был создан ансамбль зданий в стиле нарышкинского барокко.

По мнению исследователей, в строительстве участвовал известный зодчий Осип Старцев. Возможно, он был автором архитектурного ансамбля. Из монастырских документов, можно узнать, что на постройки регулярно с 1688 г. доставлялся кирпич и белый камень. Архимандрит Игнатий имел большой штат каменщиков и резчиков. По его поручению для украшения монастырских построек в Москве в гончарной слободе были куплены изразцы с изображением херувимов и серафимов работы Степана Полубеса, одного из ведущих белорусских мастеров-керамистов, работавших в России во второй половине XVII в.


Фото Александра Синицына

Необычна по своему облику надвратная Иоанно-Предтеченская церковь (заложена в 1695 г.). Основной декор Предтеченской церкви — полихромные рельефные изразцы — четыре крупных панно с изображениями Евангелистов, изготовленные знаменитым московским мастером Степаном Полубесом.


К XVIII веку Солотчинский монастырь стал одним из известных и почитаемых в России, имел вотчины под Зарайском и Тамбовом, ему принадлежало 5,5 тыс. душ крестьян.

В XVIII и XIX вв. строительство продолжалось, но уже с меньшим размахом.

В 1735 г. к трапезной с церковью Святого Духа была пристроена шатровая колокольня. В 1742-1743 гг. были достроены северная и западная стены.

В 1830 г. при архимандрите Иларии Рождественский собор, настоятельский и братский корпуса перестроены в духе классицизма. В 1841 г. монастырь получил согласие епархиального начальства на продажу ветхого шатрового храма Алексея Митрополита на кирпич.

В 1844 г. Алексеевская церковь была разобрана и перевезена на стройку новой Казанской церкви в селе Солотча.

После этого в западной стене монастырской ограды были устроены третьи ворота.

Реставрационные работы, которые проводились в монастыре в несколько этапов во 2-й половине XX в. и в начале 2000-х гг., вернули памятникам архитектуры их первоначальный облик. В начале 2010-х был произведен ремонт построек монастыря: все здания были побелены без выделения деталей. В 2019 г. трапезная церковь Святого Духа была раскрашена под кирпич с белеными деталями декора. Ансамбль Солотчинского монастыря является одним из лучших в России и единственным в Рязанской области монастырским комплексом нарышкинского стиля. Ансамбль зданий в едином стиле включает в себя более древний Рождественский собор.

                                                                                                      Фото Александра Синицына

С XVII века при монастыре работала иконописная школа. В XIX в. в ней учился иконописец Н.В. Шумов (1827-1905), основатель Дивеевской иконописной мастерской.

В 1919–1920 гг. монастырь был упразднен, на территории монастыря располагалась колония для детей-сирот. В 1920 г. мощи великого князя Олега Ивановича были переданы в Рязанский губернский музей. В 1924 г. здесь был организован комплекс оздоровительных лагерей и санаториев. В 1940-е на территории монастыря были административные учреждения. В 1950-е гг. в отдельных корпусах располагалась гостиница. В 1968 г. комплекс Солотчинского монастыря вошел в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. С этого времени начинаются реставрационные и исследовательские работы. Реставрационные работы, которые проводились в монастыре в несколько этапов во 2-й половине XX в. и в начале 2000-х гг., вернули памятникам архитектуры их первоначальный облик.

В 1994 г. монастырь возрожден как женский, в настоящее время действующий.

В 2001 г. в монастырь была перенесена рака с мощами князя Олега, хранившимися с 1990 г. в Иоанно-Богословском монастыре (село Пощупово, Рыбновский район).

В начале 2010-х был произведен ремонт построек монастыря: все здания были побелены без выделения деталей. В 2019 г. трапезная церковь Святого Духа была раскрашена под кирпич с белеными деталями декора.

11 июня 2021 г. после долгих лет запустения состоялось освящение надвратного храма Солотчинского монастыря в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, который стал четвертым восстановленным храмом обители.


Литература:

Монастырь Рождества Богоматери Солотчинский // Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Рязанская область : [в 4 ч. / [Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации ; редкол.: В. И. Колесникова (отв. ред.) и др.]. — Москва, 2020. — Ч. 2. — С. 42-59 : ил.

Штефанюк Н.А. Святая обитель в Солотче // Рязанский кремль : газета Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. — 2020. — № 4. — С. 1, 4-5 : фот.