Энциклопедия древних поселений Рязанской области
проект Форума древних городов
ГлавнаяНаселенные пунктыЗнаменитые людиДостопримечательностиСобытияСловарь
Энциклопедия древних поселений Рязанской области
проект Форума древних городов

Чернава

Милославский район

Чернавский традиционный женский народный костюм с.Чернава Милославского района


В 22 километрах от районного центра р. п. Милославское Рязанской области раскинулось старинное село Чернава. Немного найдется на Рязанщине оселений, чьи корни так глубоко уходят в историю русской земли. Первое официальное упоминание о нём относится к началу 13 века, а точнее к 1230 году.

Жители села Чернава всегда отличались своей самобытностью, а люди, проживающие в нем приверженцами старинных обычаев и традиций. Старшее поколение по-прежнему является хранителем своей народной культуры. Они помнят исконное содержание народных праздников, а также старинные народные обычаи, скреплявшие уклад жителей. Но особое бережное отношение, местные жители питают к традиционному женскому народному костюму, который с давних пор бытует в этих местах. Местные жительницы, и сегодня продолжают одеваться в домотканые одежды.

Это притом, что в советское время, в 1960 е гг., по воспоминаниям старожилов за ношение поневы чернавским бабам грозились выселкой из села. Отдельные элементы традиционного народного женского костюма были характерны не только для села Чернава, но и для других сел и деревень бывшей Чернавской волости: Богородицкое, Спасское, Озерки, Боршевое. К ним также следует отнести Топилы, Чёрные Курганы (Павловское), Бугровку, Липяги и другие селения, непосредственно соприкасающиеся своими земельными границами с вышеназванными селениями Чернавской волости. Весь комплект народного костюма был неотъемлем от всей обстановки крестьянской жизни, с ее дружным коллективным трудом, радостью и весельем народных праздников, торжественностью обрядов, близостью к природе. И поэтому существовали несколько видов костюма, выполняющего различные социально-бытовые функции: будничный, праздничный, свадебный, траурный, рабочий. По костюму можно было многое узнать о ее владелице: возраст, степень зажиточности, семейное положение. Костюм девушки отличался от костюма замужней женщины, а последний, в свою очередь, от костюма старухи. Для здешних мест был характерен южновеликорусский тип народного костюма, который назывался по-чернавски «срядой» или «нарядой». В него входили: многополотная клетчатая понёва, рубаха, строчная занавеска (передник), поясной убор, украшения. И дополняла такой костюм рогатая кичка (два рога из волос на голове бабы).

Понёва — основной элемент женского народного костюма. В Чернаве бытует глухая плотная понёва в крупную клетку из домашней шерсти. Полотнища поневы, закладывались в продольные складки. Чтобы складки долго не расходились, местные женщины складывали понёву по клеткам («глазкам»), перевязывали веревочкой и клали в сундук. Первое надевание понёвы происходило очень торжественно в первый день свадьбы. В старину крестьянка имела в своем распоряжении 10-15 понёв: для «великих праздников», для воскресных и будничных дней, для большого и малого траура.

В Чернаве поневы различались своей длиной: будничные и горевые поневы короткие, порой едва закрывающие колено, праздничные доходили до щиколоток.

Полотно для праздничных понев отличалось по качеству, оно более тонкое и ровное. Будничные понёвы шились из более плотной и грубой ткани. Ещё одним отличием праздничных понев являлось то, что по бокам нашивали прямоугольные или квадратные куски ткани обычно красного или малинового цвета, которые по-местному называют «сапоги».

Важнейшей деталью костюма наряду с понёвой являлась рубаха или стан, как говорили местные жительницы. До середины XIX века основным материалом для рубах служил конопляный и льняной холст. Со второй половины XIX века для рубах всё шире стали применяться фабричные ткани.

Украшалась рубаха орнаментом, с вышитым четырехрожковым крестом, символом плодородия. Рубахи носили длинные цельнокройные или короткие (до середины бедра). Есть третье исполнение чернавской рубахи, при котором стан с рукавами и подол сшиты раздельно друг от друга. При надевании сряды, рукава такой рубахи быстро «внаживушку» пришиваются к стану рубахи или пристёгиваются булавками. Короткие рубахи носили с широкими нижними юбками из домотканого льняного полотна, украшенными по подолу ажурной полосой орнамента (яргического). Цельнокройные рубахи имели большую длину, используемую для напуска на пояс (по-чернавски — сумы).

Особенно это было заметно сзади, где стан не закрывается занавеской. Большой напуск рубахи, надеваемые одновременно две-три подставки и две-три понёвы — всё это придавало женщине могучий вид. Это славянское восприятие женской красоты — источника жизненной силы, здорового нового поколения. Если понёва — это одежда только для женщин, то для девочек и девушек, которые по рассказам местных жителей никогда до замужества даже не примеряли понёву (дурная примета, можно никогда не выйти замуж). Так вот для девушек существовал ещё один вид плечевой одежды — под названием шушка. Она могла быть нательной, горничной и верхней. Кроилась из широкого белого домотканого сукна шириной 43-48 см. В целом шушка имеет вид широкого (свыше 90 см) прямоугольного мешка с рукавами. Низ подола, ворот и края рукавов оторачиваются узким коричневым шерстяным пояском. На посиделках и праздниках на шушку одевался передник или по-чернавски «хартук». В состав годовой девичьей сряды входили рубаха, шушка, хартук, два кушака, головной убор под названием 3 «ленка» или венок, пушки, бусы или «поджирёлки». Шушка обязательно входила в свадебную сряду невесты. «На расписку в сельсовет невеста шла с распущенными волосами, в шушке. После записи жених одел на неё понёву. Молодуха уже не имела права ходить с распущенными волосами. Больше она шушки и юбки не наденя» (по воспоминаниям старожилов).

По окончании свадьбы шушка откладывалась и в определенное время жизни пожилой бабы включалась в состав своей смертной обряды. Переход девки в вековуху отмечался облачением в толстую шушку, в которой она бессменно ходила всю оставшуюся жизнь, меняя её по мере износа на такую же. Поверх рубахи с поневой надевали занавеску. Её носили как с поневой в женском комплекте одежды, так и с шушкой в девичьем. Занавеска предохраняла одежду от загрязнения, служила дополнительным украшением праздничного наряда, придавала ему законченный и монументальный вид. В качестве орнамента на нагруднике использовался узор из горизонтальных и вертикальных полос, контрастирующих по цвету с фоном. Подол занавески украшался каймой из ткани, кружев или махров. Занавески из покупных тканей со сборками относятся к праздничным, а без сборок к повседневным.

Печальные (горевые) занавески было принято надевать на похороны и после похорон. Ключевые печальные цвета — белый, черный, синий, коричневый, — определяют рубежные переходы печали, а также степень родства кручинящихся с умершим. Печальные (горевые) занавески по близким родственникам носят три года, а по дальним — сорок дней.

Количество рубцов на занавеске называют дорожками ( в две дорожки, в три дорожки и т. д. Если близкие родственники умерли, то занавески носили со сплошными дорогами. Ещё один вид нагрудно-плечевой одежды — это галянка. Она носилась бабами поверх рубахи и понёвы, а девками — на шушке. Отличие галянки от занавески состоит в том, что рукава занавески шьются без сборок у запястья, соблюдая древний покрой, они всегда пришиты к стану. А галянка состоит из двух отдельных, между собой не сшитых частей: собственно галянки и рукавов. Галянки подразделяются на строченую и галянку с затыками. В Чернаве и сейчас говорят: «Как тогда наряжались-то ! В галянках, в пушках! У галянок были и рукава строчёные!» Строченая вышивка — это шитье белыми нитками по продернутому полотну. Такая вышивка является древнейшей техникой шитья. Основные узоры вышивки — разновидности ромбов, косые кресты и ярга. Все это свидетельствует о глубокой древности Чернавской культуры. По словам учёных Сергиево-Посадского музея «В изделиях, вышитых белой перевитью, все дышит архаикой: технические приемы, ограниченный набор образов геометрического орнамента, устойчивая структура всей орнаментированной части, будь то подол передника или конец полотенца...

Все это свидетельствует, по-видимому, об очень древних устойчивых представлениях, «зашифрованных» в орнаментике предметов, которым придавалось очень важное значение...» Белая строчная галянка будучи свадебной посадской одеждой является в то же время и погребальной. В Чернаве существует пословица «В чём посадили, в том и положили ( садится на посад, ложится в гроб). Другое изложение пословицы «В чём под венец, в том и под конец».

Расшивную галянку девки и бабы надевали, отправляясь кататься на гору в дни широкой масленицы. Соответственно галянке надевалась и рубаха и головной убор. Платки повязывались от тёмных до ярких красных расцветок: баламутные (кумашные, набивные), красные желтыми клетками, красные полушалки. Бабы в зимний день годового праздника.

Праздничный женский костюм, который бытует в Чернаве в настоящее время, изменился, но типология костюма осталась прежней: комплект с поневой и ряд старинных деталей.

Рубашка и передник шьются из одинаковых ярких фабричных тканей (излюбленные цвета — ярко-зеленый и малиновый). Рубаха кроится с прямыми поликами и широкими, собранными на манжеты, рукавами. Передник, называемый занавеской, приобрел сборчатые воланы на плечах. Сохранились пояса с пышными кистями, которые носят в Чернаве по два, по бокам сзади. Пояса также расшиты яргическими узорами. В качестве шейных украшений используют бисерные ожерелья, имеющие вид воротника, плото прилегающего к шее. Местное название этого украшения — поджерелок. Вместе с поджерелком надевают стеклянные бусы в несколько рядов, порой спускающиеся ниже пояса. Стойкой традицией по-прежнему является окручивание головы по-старинному. Сначала делают рожки из волос и тряцочек (по-местному когач), сверху повязывают концами назад тонкий нижний платок, который шьют из фабричной ткани. Затем надевают еще один платок — ситцевый — концами вперед, с высоким мысиком надо лбом — кочетом. Платок обязательно красного цвета с желтым рисунком, «с вилюшечками», как говорят в Чернаве. К ушам или серьгам прикрепляют пушки — шарики из гусиного пуха.

Вызывает большой интерес местный прием увеличения ширины фигуры путем подкладывания специальных подушечек (их привязывают к бедрам под широкую поневу, ниспадающими прямыми жесткими складками). Кроме того, вниз надевают вторую нижнюю юбку из более грубого льняного или конопляного полотна с плотной, отдельно пришитой кокеткой, образующей тугие складки вокруг бедер. Это соответствует старинным критериях женской красоты, которая определялась не утонченностью и стройностью фигуры, а значительностью и силой. И совсем поздним украшением костюма являются пышные шелковые банты, завязываемые на запястьях. Сегодня полюбоваться народным костюмом в Чернаве можно на большой церковный праздник, когда местные жительницы преклонного возраста идут в храм. Это говорит о том, что большие церковные и особенно местные престольные праздники в основе своей восходят к древнейшим ритуальным моментам, память о которых живет в народе до сих пор. Время уходит от нас безвозвратно, и мы должны задуматься, что уникальный Чернавский костюм — это не просто одежда, а хранитель истории, культуры и традиций русского народа. Это не просто часть нашей культуры, а ещё и часть нашей души, часть нашего народного достояния, и забывать об этом мы не имеем права.

По материалам сайта МУК «Милославская центральная библиотека»