Чернавский традиционный женский народный костюм с.Чернава Милославского районаЭто притом, что в советское время, в 1960 е гг., по воспоминаниям старожилов за ношение поневы чернавским бабам грозились выселкой из села. Отдельные элементы традиционного народного женского костюма были характерны не только для села Чернава, но и для других сел и деревень бывшей Чернавской волости: Богородицкое, Спасское, Озерки, Боршевое. К ним также следует отнести Топилы, Чёрные Курганы (Павловское), Бугровку, Липяги и другие селения, непосредственно соприкасающиеся своими земельными границами с вышеназванными селениями Чернавской волости. Весь комплект народного костюма был неотъемлем от всей обстановки крестьянской жизни, с ее дружным коллективным трудом, радостью и весельем народных праздников, торжественностью обрядов, близостью к природе. И поэтому существовали несколько видов костюма, выполняющего различные социально-бытовые функции: будничный, праздничный, свадебный, траурный, рабочий. По костюму можно было многое узнать о ее владелице: возраст, степень зажиточности, семейное положение. Костюм девушки отличался от костюма замужней женщины, а последний, в свою очередь, от костюма старухи. Для здешних мест был характерен южновеликорусский тип народного костюма, который назывался по-чернавски «срядой» или «нарядой». В него входили: многополотная клетчатая понёва, рубаха, строчная занавеска (передник), поясной убор, украшения. И дополняла такой костюм рогатая кичка (два рога из волос на голове бабы). Понёва — основной элемент женского народного костюма. В Чернаве бытует глухая плотная понёва в крупную клетку из домашней шерсти. Полотнища поневы, закладывались в продольные складки. Чтобы складки долго не расходились, местные женщины складывали понёву по клеткам («глазкам»), перевязывали веревочкой и клали в сундук. Первое надевание понёвы происходило очень торжественно в первый день свадьбы. В старину крестьянка имела в своем распоряжении 10-15 понёв: для «великих праздников», для воскресных и будничных дней, для большого и малого траура. В Чернаве поневы различались своей длиной: будничные и горевые поневы короткие, порой едва закрывающие колено, праздничные доходили до щиколоток. Полотно для праздничных понев отличалось по качеству, оно более тонкое и ровное. Будничные понёвы шились из более плотной и грубой ткани. Ещё одним отличием праздничных понев являлось то, что по бокам нашивали прямоугольные или квадратные куски ткани обычно красного или малинового цвета, которые по-местному называют «сапоги». Важнейшей деталью костюма наряду с понёвой являлась рубаха или стан, как говорили местные жительницы. До середины XIX века основным материалом для рубах служил конопляный и льняной холст. Со второй половины XIX века для рубах всё шире стали применяться фабричные ткани. Украшалась рубаха орнаментом, с вышитым четырехрожковым крестом, символом плодородия. Рубахи носили длинные цельнокройные или короткие (до середины бедра). Есть третье исполнение чернавской рубахи, при котором стан с рукавами и подол сшиты раздельно друг от друга. При надевании сряды, рукава такой рубахи быстро «внаживушку» пришиваются к стану рубахи или пристёгиваются булавками. Короткие рубахи носили с широкими нижними юбками из домотканого льняного полотна, украшенными по подолу ажурной полосой орнамента (яргического). Цельнокройные рубахи имели большую длину, используемую для напуска на пояс (по-чернавски — сумы). Особенно это было заметно сзади, где стан не закрывается занавеской. Большой напуск рубахи, надеваемые одновременно две-три подставки и две-три понёвы — всё это придавало женщине могучий вид. Это славянское восприятие женской красоты — источника жизненной силы, здорового нового поколения. Если понёва — это одежда только для женщин, то для девочек и девушек, которые по рассказам местных жителей никогда до замужества даже не примеряли понёву (дурная примета, можно никогда не выйти замуж). Так вот для девушек существовал ещё один вид плечевой одежды — под названием шушка. Она могла быть нательной, горничной и верхней. Кроилась из широкого белого домотканого сукна шириной 43-48 см. В целом шушка имеет вид широкого (свыше 90 см) прямоугольного мешка с рукавами. Низ подола, ворот и края рукавов оторачиваются узким коричневым шерстяным пояском. На посиделках и праздниках на шушку одевался передник или по-чернавски «хартук». В состав годовой девичьей сряды входили рубаха, шушка, хартук, два кушака, головной убор под названием 3 «ленка» или венок, пушки, бусы или «поджирёлки». Шушка обязательно входила в свадебную сряду невесты. «На расписку в сельсовет невеста шла с распущенными волосами, в шушке. После записи жених одел на неё понёву. Молодуха уже не имела права ходить с распущенными волосами. Больше она шушки и юбки не наденя» (по воспоминаниям старожилов). По окончании свадьбы шушка откладывалась и в определенное время жизни пожилой бабы включалась в состав своей смертной обряды. Переход девки в вековуху отмечался облачением в толстую шушку, в которой она бессменно ходила всю оставшуюся жизнь, меняя её по мере износа на такую же. Поверх рубахи с поневой надевали занавеску. Её носили как с поневой в женском комплекте одежды, так и с шушкой в девичьем. Занавеска предохраняла одежду от загрязнения, служила дополнительным украшением праздничного наряда, придавала ему законченный и монументальный вид. В качестве орнамента на нагруднике использовался узор из горизонтальных и вертикальных полос, контрастирующих по цвету с фоном. Подол занавески украшался каймой из ткани, кружев или махров. Занавески из покупных тканей со сборками относятся к праздничным, а без сборок к повседневным. Печальные (горевые) занавески было принято надевать на похороны и после похорон. Ключевые печальные цвета — белый, черный, синий, коричневый, — определяют рубежные переходы печали, а также степень родства кручинящихся с умершим. Печальные (горевые) занавески по близким родственникам носят три года, а по дальним — сорок дней. Количество рубцов на занавеске называют дорожками ( в две дорожки, в три дорожки и т. д. Если близкие родственники умерли, то занавески носили со сплошными дорогами. Ещё один вид нагрудно-плечевой одежды — это галянка. Она носилась бабами поверх рубахи и понёвы, а девками — на шушке. Отличие галянки от занавески состоит в том, что рукава занавески шьются без сборок у запястья, соблюдая древний покрой, они всегда пришиты к стану. А галянка состоит из двух отдельных, между собой не сшитых частей: собственно галянки и рукавов. Галянки подразделяются на строченую и галянку с затыками. В Чернаве и сейчас говорят: «Как тогда наряжались-то ! В галянках, в пушках! У галянок были и рукава строчёные!» Строченая вышивка — это шитье белыми нитками по продернутому полотну. Такая вышивка является древнейшей техникой шитья. Основные узоры вышивки — разновидности ромбов, косые кресты и ярга. Все это свидетельствует о глубокой древности Чернавской культуры. По словам учёных Сергиево-Посадского музея «В изделиях, вышитых белой перевитью, все дышит архаикой: технические приемы, ограниченный набор образов геометрического орнамента, устойчивая структура всей орнаментированной части, будь то подол передника или конец полотенца... Все это свидетельствует, по-видимому, об очень древних устойчивых представлениях, «зашифрованных» в орнаментике предметов, которым придавалось очень важное значение...» Белая строчная галянка будучи свадебной посадской одеждой является в то же время и погребальной. В Чернаве существует пословица «В чём посадили, в том и положили ( садится на посад, ложится в гроб). Другое изложение пословицы «В чём под венец, в том и под конец». Расшивную галянку девки и бабы надевали, отправляясь кататься на гору в дни широкой масленицы. Соответственно галянке надевалась и рубаха и головной убор. Платки повязывались от тёмных до ярких красных расцветок: баламутные (кумашные, набивные), красные желтыми клетками, красные полушалки. Бабы в зимний день годового праздника.
Праздничный женский костюм, который бытует в Чернаве в настоящее время, изменился, но типология костюма осталась прежней: комплект с поневой и ряд старинных деталей. Вызывает большой интерес местный прием увеличения ширины фигуры путем подкладывания специальных подушечек (их привязывают к бедрам под широкую поневу, ниспадающими прямыми жесткими складками). Кроме того, вниз надевают вторую нижнюю юбку из более грубого льняного или конопляного полотна с плотной, отдельно пришитой кокеткой, образующей тугие складки вокруг бедер. Это соответствует старинным критериях женской красоты, которая определялась не утонченностью и стройностью фигуры, а значительностью и силой. И совсем поздним украшением костюма являются пышные шелковые банты, завязываемые на запястьях. Сегодня полюбоваться народным костюмом в Чернаве можно на большой церковный праздник, когда местные жительницы преклонного возраста идут в храм. Это говорит о том, что большие церковные и особенно местные престольные праздники в основе своей восходят к древнейшим ритуальным моментам, память о которых живет в народе до сих пор. Время уходит от нас безвозвратно, и мы должны задуматься, что уникальный Чернавский костюм — это не просто одежда, а хранитель истории, культуры и традиций русского народа. Это не просто часть нашей культуры, а ещё и часть нашей души, часть нашего народного достояния, и забывать об этом мы не имеем права.
По материалам сайта МУК «Милославская центральная библиотека» |