Журавинское кружевоВ России славилось ленточное коклюшечное кружево из сел Большая и Малая Журавинка, Пышкино, Куровщина Ряжского уезда Рязанской губернии. Это белое кружево из очень тонкой нити с узорами со сложной композицией, плетущейся по сколку. Отличительная особенность кружева — преобладание геометрических мотивов, в основном — ромба, на фоне сложных решеток. Изредка вводилась цветная нить для создания контура. В узоре кружева преобладали ромбы, в которых чередовались косые ряды из сетки с различными решетками и пауками. Использовались также и цветочные заполнения из насновок. Благодаря своему орнаменту, мотивы получили названия: «три мушки», «терка», «паучки», «в шестидесятку» и так далее. У самых сложных и широких кружев появились поэтические названия: «цветы», «месяцы», «прянички», «колосья», «жучки с колечками». В основе изготовления коклюшечного кружева — ясный композиционный строй узора и круг мотивов, где четко видна разработка каждой художественной формы, придающей узору сказочный вид и наделяющей его исключительной праздничностью и торжественностью. Конкретной даты основания кружевоплетения в Журавинке не известно. Но кружево плели уже во времена царя Алексея Михайловича. Известно, что журавинские кружевницы сплели необыкновенной красоты платье для императрицы Екатерины Великой. Расцвет кружевоплетения пришелся на XIX век. В 1887 г. в селе значилось 68 мастеров, 52 семьи имели мастеров. В 1928 г. в Ряжском уезде, в селе Набережная, Есаковой Елизаветой Францевной была организована кружевная артель. В 1932 г. в Журавинке открыли ее отделение. С 1934 г. — это самостоятельная артель имени 1-го мая. В годы войны артель не работала, но позже возобновила свою работу. В 1946 г. в артели работало 600 мастериц, в том числе 570 надомниц. Лучшие из них: Н. Барышкина, О. Андреева, П. Тарасова, В. Ухвачева, Д. Котельникова, В. Колесникова. Народный художник России, кружевница Д. А. Смирнова, работавшая в артели после окончания Московского художественно-промышленного училища, одно из своих прекрасных творений, белоснежное полотенце, назвала «Красива земля журавинская». Оно выполнено в старинных традициях журавинского кружевоплетения. В конце 1960-х гг. артель закрылась. В настоящее время промысел в Журавинке не существует, но в некоторых домах хранятся сколки кружев. В Рязанском филиале Высшей школы народных искусств студенты отделения художественного кружевоплетения занимаются, в том числе, и изучением многопарной техники журавинского кружевоплетения. Например, в 2011 г. под руководством преподавателей Е. А. Меркушкиной и Н. А. Славинской — учениц Д. А. Смирновой, студентки Д. А. Агапова и Н. В. Вечкунина разработали квадратные салфетки многопарной техники плетения в традициях журавинского кружевоплетения. Эта работа заняла много времени, для нее потребовалось более 60 пар коклюшек. В салфетках использованы комбинации традиционных для журавинского кружева мотивов: павлинки, звездочки из насновок. За счет рельефной скани создается мерцание салфеток. В материале сплетенные салфетки выглядят ажурно и прозрачно, отражая всю красоту журавинских узоров… В 2014 г. студентки, обучающиеся по программе высшего профессионального образования, под руководством Д. Ю. Шнырёвой разработали кружевные воротники, взяв за основу многопарную технику плетения журавинского кружева. Воротники для украшения одежды сейчас снова входят в моду, а техника исполнения и узоры, присущие журавинскому кружеву, подчеркивают особую воздушность и женственность. Пока воротники выполнены только в качестве проектов, но планируется и исполнение их в материале. В связи с этим можно предполагать, что студенты, ознакомившись с журавинским кружевом и впечатлившись милой простотой кружевных узоров, впоследствии, став уже выпускниками ВУЗа, будут создавать авторские кружевные изделия в этой технике, сохраняя и развивая журавинское самобытное кружево.Литература Давыдова С. А. Кружевной промысел Рязанской губернии // Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России / С. А. Давыдова. — СПб., 1881. — Вып 7. — С. 1085-1215. Алпатова Е. Чудо с берегов Прони / Е. Алпатова. — Рязань : Московский рабочий, 1985. — 143 с. Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево : учебное пособие для художественно-промышленных училищ и училищ прикладного искусства / Н. Т. Климова. — Москва : Изобразительное искусство, 1993. — 222 с. Ежова Е. Ю. Журавинское кружево / Е. Ю. Ежова // Декоративно-прикладное искусство Рязанского края. — Рязань : Изд-во РГПУ, 1997. — С. 17-19. Веденин Ю. И. Сложный нити узор : лирико-публицистический очерк : [о кружевнице Д. Смирновой] / Ю. И. Веденин. — Рязань : Узорочье, 2003. — 101 с.Крылова Н. Н. Ряжское узорочье. Из истории ряжского кружева // Материалы Вторых краеведческих чтений памяти В. И. Гаретовского (28 февр. — 1 марта 2006 г.). — Рязань, 2006. — С. 139-140. Сегина Ю. Народные промыслы Рязанской губернии и Ряжского уезда XIX века / Ю. Сегина, А. Федяева // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. — Рязань, 2008. — Т. 13 : Этнограф. сб. — С. 187-197. |